Цель:
подвести
детей к пониманию связи между таянием снега, его пластичностью и температурой
воздуха; подвести детей к выводу о том, что влажность и пластичностью снега
зависит от температуры воздуха; учить детей выдвигать предложения, выделять
существенные стороны в анализируемом факте, сопоставлять их и делать выводы.
Занятие проводится в морозный день на
участке. Воспитатель предлагает детям вылепить снежки и объяснить, почему снег
не лепится. Рассмотреть снег, его свойства: определить, почему снег обладает
такими свойствами. Спросить, когда будет лепиться? Будет ли лепиться в группе?
Таким образом, ставиться познавательная
задача.
Ответы детей (предполагаемые):
- Холодная погода.
- Не лепится потому, что мороз сегодня.
- Не лепится потому, что сыпучий,
пушистый.
- Это не теплая погода и потому снег не
мокрый.
Воспитатель, выслушав все суждения,
подчеркивает их противоречивость и спрашивает: «Кто же прав?»
Далее перед детьми ставится вторая
задача: «Как вы думаете, что будет со снегом в комнате, будет ли он лепиться?»
Дети высказывают предположения. Затем
детям предлагают подумать, как проверить, кто прав. Вместе с детьми придумывает
план опыта, его организацию. Дети набирают снег в таз и отнести его в группу.
Измеряют температуру воздуха в группе и на улице. Затем предлагаем вылепить
снежки из снега принести в группу. Дети убедились, что снег лепится.
Воспитатель: «Почему же на улице снег не
лепился?»
Ответы детей:
- Потому, что на улице было холодно, и
снег был сухой, а здесь тепло и теперь он мокрый.
- На улице мы рукавицами лепили снег, а
здесь голыми руками.
Воспитатель: «Если вы сейчас будете
лепить снежки в варежках, будут ли они лепиться?»
Ответы детей:
- Наверное, не будут лепиться.
Очень важно использование ошибочных
суждений, чтобы постепенно привести детей к правильному выводу.
Воспитатель предлагает детям надеть
варежки и снова слепить снежки. Дети убедились, что снег в комнате и в варежках
лепится, поняли ошибочность своих суждений.
Вопросы к детям:
- На улице вы могли сегодня снежок
вылепить в варежках? Вспомните! Почему в группе можно лепить в варежках?
Дети должны прийти к выводу: «Снежки
лепятся, потому что в группе тепло, снег таял, стал мокрым и стал лепиться».
Вопрос к детям: «Догадайтесь теперь,
почему же голыми руками тоже можно лепить снежок в морозную погоду?»
Ответы детей:
- Потому, что руки теплые. Когда в руки
берешь его, он тает!
- Он мокрый от тепла становится, потому,
что руки теплые.
Таким образом, дети приходят к выводу,
что пластичность снега зависит от влажности, а влажность – от высокой
температуры воздуха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий