Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни
ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное
развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа
черт характера и моральных качеств личности.
Исходя из общей цели экологического
образования особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте
возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в
этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые
природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к
окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Психологические исследования показывают,
что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм
познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение
по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как
такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное
восприятие предметов природы, их разнообразия, динамика эмоционально
воздействует на детей, вызывает у них радость, восторг, удивление,
совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно
развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость,
ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой,
умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский
обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их
умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет
выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее
современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей
средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и
бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к
сохранению и приумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений
людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Важно показать детям и природоохранную
работу по сохранению и улучшению замечательных городских и природных
ландшафтов, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории
и культуры. Вместе с тем, необходимо обращать внимание детей и на отрицательные факты воздействия
человека на природу, экологические трудности в данном регионе.
В содержание экологического воспитания
включаются ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать
значение природы как универсальной ценности, понять красоту, самоценность
живого существа.
Важнейшим показателем бережного и
заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать
активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен
на удовлетворение потребностей растений и животных, что каждый живой организм
живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В
процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать
зависимость жизни состояния растения и животного от труда человека.
Главное в детском труде – радость
ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом
существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного
отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны
детей. Особенно ценен труд детей, направленный на улучшение среды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий