пятница, 18 сентября 2015 г.

«Структура и методика организации поисковой деятельности старших дошкольников»

Дети, малыши Анимашки, анимационные картинки с кодами для дневников и блогов




        Поисковая деятельность как форма организации экологического образования в ДОУ используется в старшем дошкольном возрасте.
Этот вид деятельности проводится в определенной системе. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности. В результате формируется познавательная проблемная задача. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы. Затем выдвигаются предположения о причинах того или иного явления или его результатах.
        Следующим этапом поисковой деятельности является обсуждение высказанных детьми предположений и выбор способов их проверки. Проверка предположений является важнейшим этапом поисковой деятельности. Поисковая деятельность Заканчивается формулированием выводов.
       В соответствии с программой экологического воспитания педагог разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Он организует жизненные ситуации, направляя детей на выделение познавательных задач. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. В ходе анализа предлагаемых ситуаций у детей возникает необходимость соотнести имеющиеся знания с тем, что они непосредственно воспринимают. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер, то есть она начинается с осознания того, что известно, а что нет.
          При постановке перед детьми познавательных задач, следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Осознание проблемной ситуации заканчивается постановкой познавательной задачи, которая всегда содержит вопрос. Познавательная задача должна включать некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в ее решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Название должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемная ситуация не возникает.
        Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности, вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей.
        В результате анализа проблемной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством воспитателя выдвигаются предположения о возможных причинах явлений. Ни одно высказывание не должно остаться без внимания, все предположения детей должны быть обсуждены.
Например, зимой дети выносят подкрашенную воду на мороз, чтобы получить цветные льдинки. Воспитатель спрашивает: «Почему на улице зимой вода превращается в лед? Можно ли изготовить цветные льдинки в помещении?» Дети делают разные предположения, одни – более точные и конкретные, другие – ошибочные, третьи – недостаточно точные. Предположения детей часто бывают противоречивыми. Воспитатель предлагает, проверить, чье суждение правильное.
         Возникший у детей в ходе анализа и оценки предположений интерес, используется воспитателем для перехода к следующему этапу поисковой деятельности – отбору способов проверки и к самой проверке. Различные способы проверки предположений предлагает воспитатель, но он может использовать для проверки и способы, предложенные детьми.
Кратковременные наблюдения используются для установления свойств, качеств различных, объектов природы для их распознавания. Например, при определении необходимости поливки растения и доказательства их суждений дети отыскивают признаки состояний растений, позволяющие сделать вывод о сухости или влажности почвы, ее плотности, цвете, об изменении состояния листьев.
         Длительные сравнительные наблюдения, опыты, моделирование или демонстрация готовых моделей могут быть использованы для решения познавательных задач на установление причин природных явлений, связей и отношений. Например, для выявления связи между способов передвижения животных и строением конечностей воспитатель предлагает детям наблюдать за животными, сравнивая способы их передвижения и строение конечностей.
          Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов на основании анализа полученных результатов наблюдений, опытов, моделирования. Воспитатель побуждает детей К самостоятельному формулированию выводов. Он должен не торопиться делать вывод сам. Необходимо выслушать все высказывания детей, задавать дополнительные вопросы, которые могут им дать направление мысли. Если дети делают неправильные или нечеткие выводы, воспитатель помогает им осознать возникшие противоречия, добивается точных и конкретных выводов. Этому помогают дополнительные наблюдения, опыты или эвристические беседы. Важно, чтобы каждое ошибочное предположение о причинах наблюдаемых явлений природы было опровергнуто, чтобы дети были подведены к правильному пониманию существа того или иного явления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий