пятница, 4 сентября 2015 г.

"Приемы развития фантазии и воображения"

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка – горят). Этих знаний вполне достаточно для развития фантазии и воображения ребенка.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы.
1. Увеличение - уменьшение.
Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Золушка, Спящая красавица, Гулливер, гномы.
Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.
2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.
- Выбирают несколько произвольных объектов живой и неживой природы.
- Формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы».
- Сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.
3. Оживший рисунок.
Вы получили замечательный дар, всё, что вы нарисуете – оживает! Что бы вы нарисовали? Вымирающих животных? Новых животных и растений?
4. Исключение некоторых качеств человека.
Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.
- Человек не спит.
- Человек не чувствует боли.
- Человек потерял вес, обоняние.
5. Превращение человека в любой объект.
Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб, в растения (в дуб, розу, баобаб, в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.
Но самое главное в этом приёме – это воспитание эмпатии (умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами) .
6. Антропоморфизм.
Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов – одушевлённых и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.
7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.
А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.
Например, камень. Он светится, всегда тёплый (никогда не остывает, можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.
Камень впитывает болезни. Камень даёт бессмертие.
9. Изменение привычных отношений между героями сказок.
Напомним такие ситуации: щука поёт колыбельную («Открывает щука рот», «Серый волк ей верно служит», храбрый заяц, трусливый лев.
10. Новое название картине.
Ребёнку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребёнок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.
11. Фантастическое объединение.
Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.
12. «Как мне повезло! »
«Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце».
«Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей».
«Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники».
13. Склеивание.
Путём мысленного «склеивания» рождено множество героев легенд и мифов (дракон, русалка, кентавр, химера и др.) . Тем же путём созданы такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и др.
Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.
14. Аналогии.
Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи.
Например, ребёнку нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблём по каким – то существенным признакам. При решении этой задачи более результативен тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.
15. Акцентирование.
Умение подметить и выделить главное (рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т. д.) .
16. Типизация.
Один из самых сложных приёмов творческого воображения, который используется в художественном творчестве (из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую) .
17. Превращение незнакомого в знакомое.
Этот приём включает в себя четыре операции:
1) личное уподобление – отождествление себя самого с каким-либо элементом проблемной ситуации (колесо от машины, веточка дерева и т. д.) ;
2) прямая аналогия или поиски сходных процессов в других областях знаний;
3) символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задач;
4) фантастическая аналогия, при которой проблема решается «как в волшебной сказке».

Комментариев нет:

Отправить комментарий