
Цель: продолжать формировать умение нестандартно
мыслить; решать противоречия; развивать умение находить признаки сходства
предметов; работать с системным оператором; придумывать загадки; воспитывать у
детей желание и потребность помогать окружающим.
 
Материал: письмо, схема – ковра-самолета, пирамидка,
коробка, металлическая ложка; ширма с изображением замка; системный оператор и
картинки к нему (дерево) ; карточки со словами: шерстяной, прямоугольный,
большой, летает; картинки: свитер, дом, самолет, кукла Гоша. 
Предварительная работа: занятия по логике и развитию
речи с использованием элементов ТРИЗ; сюжетно-ролевые игры "Путешествия.
"; изготовление карты страны "Фанталии"; рисование сказочных
деревьев. 
Ход занятия:
Дети заходят в группу. 
Воспитатель: - Ребята,
никто не видел Гошу? Он вот здесь сидел. 
ответы детей. 
Воспитатель: - Может быть он
в прятки решил с нами поиграть? 
(раздается стук в дверь,
воспитатель подходит и забирает конверт) 
Смотрите, нам пришло письмо.
Посмотрим, что там? 
(раскрывает конверт,
хмурится) 
Я что-то ничего не поняла.
Может быть, вам удастся разобраться! 
(раскладывает листочки из
конверта. Дети разбирают письмо) 
- Значит, наш Гоша попал в
беду? И как раз в стране Фанталии, куда я хотела вас пригласить. Будем ли мы
выручать нашего непоседу? 
(Ответы детей) 
Решение принято! Отправляемся
в путь. Но страна эта необычная, сами знаете. Где она находится – далеко ли,
близко ли? На чем будем путешествовать? 
(ответы детей) 
- А если на этом? 
(выставляет схему
ковра-самолета. Дети разгадывают загадку и встают на ковер) 
-Какие слова нужно сказать,
чтоб наш ковер полетел? (волшебные) 
Ковер-самолет, лети поскорей!
Не задерживай добрых и умных
детей! 
Раз, два, три – лети! 
(Воспитатель делает вид, что
берет бинокль) 
- Ой, смотрите, Красная
Шапочка бежит к бабушке. А вон и Серый Волк еле ноги передвигает. А вы
что-нибудь видите? 
(ответы детей) 
-Как давно мы не были в
стране Фанталии. Все изменилось. Смотрите-ка, даже Ворота с замком стоят.
Приземляемся? 
Дети: - Ковер-самолет
приземлись! 
Ребят на землю опусти. 
- Да, замок-то какой
огромный. Как же нам попасть в страну Фанталию? 
(ответы детей) 
- А давайте у Ворот спросим,
что нам нужно сделать, чтобы пройти в страну Фанталию. 
Ворота: - Около меня лежат
предметы. Если вам удастся найти общее между мной и этими предметами - замок
легко откроется. 
(дети ищут общие качества:
ворота-пирамидка, ворота-коробка, ворота-металлическая ложка) 
(на ширме открываются шторки)
Дети: - Спасибо, Ворота! 
Ворота: - Счастливого пути! 
(Дети проходят через ширму) 
- Через Ворота мы прошли, а
куда дальше идти? Даже карту этот волшебник забрал. У кого какие предложения
есть? 
(ответы детей) 
- Самая высокая в этой стране
- гора Наоборот. На самом верху живет Фея Наоборот. Кто смелый, не испугается и
осмотрит окрестности? 
(Выходит Фея-ребенок) 
Фея: - Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Фея Наоборот. Я расскажу вам, как найти замок волшебника. А вы
внимательно слушайте и запоминайте. 
Игра "Скажи
наоборот"
- налево – направо, далеко –
близко, узкая – широкая, мелкий – глубокий, тесная – просторная, редкий –
густой, маленький – большой. 
Все запомнили? Доброго пути! 
- Садимся все на ковер.
Отправляемся дальше. В какую сторону поворачиваем? Правильно, направо. Смотрите
– река. Все, как и говорила Фея. Ой, что-то мы снижаемся, падаем! Прямо в реку,
да. 
- Ребята, а как вы считаете,
о чем думает наш ковер, плывя по волшебной реке Оживлялке? 
(ответы детей от первого
лица) 
- Ковер намокает и тонет.
Нужно выбираться на берег. 
(дети и воспитатель
изображают, что они плывут и выбираются на берег) 
- Жалко ковер. Может быть,
есть способ ему помочь? 
(ответы детей) 
- Я вспомнила одно правило! Если
придумать загадку о предмете, он сам окажется на берегу. 
(Воспитатель достает из сумки
карточки и картинки. Дети составляют загадку о ковре-самолете) 
- Ну вот, наш ковер на берегу
и я очень-очень рада. Только он мокрый и лететь не сможет. Как дальше поступим?
(ответы детей) 
- А я предлагаю идти пешком,
и чтоб не скучно было, превратимся все в маленьких зверят. 
Танец маленьких зверят. 
- Быстро и весело мы
добрались до оврага Разъединяйка. Смотрите, как много здесь деталей. Может нам
собрать эти детали и сделать хоть какой-нибудь транспорт? 
(Ответы детей) 
- А в овраге мы сможем
соединить эти детали? (нет). Конечно, нет, ведь здесь все разъединяется. Что
лучше всего нам сделать? (Перенести детали на поляну Объединяйку). Правильно,
давайте все вместе и перенесем эти запчасти на поляну. 
(переносят кубики на
"поляну Объединяйку") 
- Здорово справились, а
теперь попробуем собрать какой-нибудь транспорт. 
(дети собирают из строительного
материала машины, дают название и объясняют, что у них получилось и как им
пользоваться) 
- Но они такие маленькие!
Интересно, что хорошего в маленькой машине? 
(ответы детей) 
А что плохого? 
(ответы детей) 
- Как же нам быть в этом
случае? 
(ответы детей) 
- Правильно, давайте
отправимся к Морю Вырастайке. 
(дети изображают, что они
купаются и становятся маленькими. Продолжают свое путешествие на
"машинах").
- Ну вот, наконец, и замок
волшебника. Давайте подумаем, как нам себя вести правильно. 
(дети  вспоминают правила поведения, стучат) .
Волшебник: - Кто это пожаловал
ко мне? (Выходит из-за ширмы).
Дети: - Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, у Вас находится наш друг Гоша? 
Волшебник: - Да, у меня. И
карта ваша у меня. 
Воспитатель: - Волшебник, Вы
плохо поступили с нашим другом. Вы – злой. 
Волшебник: - Нет, я не злой. Я
всем в округе помогаю, зверушек лечу, путникам путь показываю. 
Воспитатель: - Ребята, а как
вы думаете, Злой волшебник или нет? 
(ответы детей) 
- Ребята правильно рассудили,
как по-вашему? 
Волшебник: - Конечно,
правильно. Это очень хорошо, что вы пришли за своим другом. Я рад, что есть
такие верные друзья на свете. Скажите, а мне вы помочь можете? Что-то с деревом
моим любимым случилось. 
(Разбор на системном
операторе "Дерево") 
Дети: - Уважаемый волшебник,
Ваше дерево постарело и скоро совсем превратится в трухлявый пень. Но Вы не
расстраивайтесь. Мы Вам обязательно поможем. Посмотрите, что мы с друзьями
придумали. 
(показывают рисунки с
волшебным садом) 
- Если Вы немного обрызгаете
эти деревья водой из реки Оживлялки, они Вам много радости принесут и никогда
не состарятся. 
(Волшебник отдает детям Гошу
и карту. Дети благодарят и прощаются с ним).
Воспитатель: - Наш ковер
высох и сам нашел нас. Пора возвращаться в детский сад. 
Раз, два, три – 
Ковер домой, пожалуйста,
лети! 
- Ну, вот мы и в детском саду.
Вы рады, что нашли своего друга Гошу? А путешествие вам понравилось? 
(дети раскладывают цветные
кружки, оценивая занятие).
- Путешествие прошло на
славу! Молодцы, ребята! 

 
Комментариев нет:
Отправить комментарий