Открытки

воскресенье, 12 сентября 2021 г.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки»




Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.


Программное содержание:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

- Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек;

- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. 

- Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

Образовательные задачи:

- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

- Учить расписывать дымковскими узорами. 
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

Предварительная работа: знакомство  с дымковской игрушкой, историей ее создания,  Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их.

Материалы и оборудование:  образцы узоров дымковской росписи, краски гуашевые, акварельные, кисти, баночки с водой, электронные носители со спокойной  музыкой.

Ход занятия

Дети заходят под спокойную  народную музыку и здороваются.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли телеграмму с конвертом, вот она. Хотите узнать, что в ней написано? Воспитатель читает текст. Дорогие ребята группы «Теремок».  Очень вас  просим помочь нам изготовить сувениры.  Помогите нам его выполнить, без вашей помощи нам не справится! Заготовки сувениров находятся в нашем конверте.Спасибо. С уважением, дымковские мастера!


Воспитатель:  Ну, что, ребята, поможем дымковским мастерам? Давайте посмотрим, что же они нам прислали.

Воспитатель достает из конверта заготовки игрушек.

- Рассматриваем  игрушки олень, индюк, барышня, конь. Показывается на экране картинка оленя.(ребенок читает стих)

Ребенок: Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

-Показывается на экране картинку индюка. (ребенок читает стих)

Ребенок 2: 

У большого индюка 

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

Показывается  на экране картинка барышни:(ребенок читает стих)

 3 ребенок: Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Показывается  на экране картинка дымковский  конь:

 4 ребенок: (ребенок читает стих)

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Воспитатель:  Вот ребята посмотрите сколько заготовок нам прислали мастера, чтоб мы им помогли.

Воспитатель: Ребята , а как эти игрушки называются?

Дети: дымковские.

Воспитатель: Правильно ребята дымковские игрушки, Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.

Воспитатель:  А почему их так назвали?

Дети: потому что их сделали в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки. (слайд село Дымково)

Воспитатель: Почему же село это назвали Дымково?

Дети: зимой когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке.

В- ль: да, вот там в старину и зародилась эта игрушка.  На берегу голубой речки Вятки стояло большое село  Дымково.  В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму от того, что топили печи, обжигали  игрушки. В пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково.  А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

 Воспитатель: Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Ребята  давайте  с вами вспомним  как создавалась дымковская игрушка? 

Дети:   эту игрушку делают из красной   глины. (слайд как делают игрушки из глины)

В- ль: но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?

Дети: сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской.

Воспитатель: А как получали белую краску?

Дети: Разводили молоко с мелом и покрывали игрушку.

Воспитатель: А что делали потом?

Дети: а потом глиняную игрушку расписывали красками!

В- ль: какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?

Дети: круги, полоски, точки, сетка, кольцо.(слайд элементы росписи).

 Воспитатель: Ребята , а кто знает что означает круг, волнистые линии, а пересечение прямых линий  в дымковской игрушке 

 Дети: Круг означает солнце, волнистые линии – вода, а пересечение прямых линий- земля.

Воспитатель: Правильно ребята!

Воспитатель:Какого цвета бывают дымковские игрушки?

Ответы детей: Всегда только белые, Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а только расписывается.

Воспитатель:А какого цвета узоры на дымковских игрушках?

Ответы детей:красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного черного, все цвета только яркие, поэтому она такая красивая.

Воспитатель:Молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, скажите какая была самая  известная  дымковская игрушка?

Дети: «Барышня водоноска» и «Девушка в кокошнике».

Воспитатель:   Правильно ребята! Посмотрите на экране какие красивые игрушки. Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, желтые кофты и малиновые кокошники, на шеи были бусы. 

Воспитатель: А теперь ребята давайте отправимся в нашу мастерскую, но для начала вспомним правила работы с красками. В мастреской всегда должен быть порядок.

Дети: Краску нужно набирать аккуратно влажной кисточкой, лишнюю краску убираем краем баночки, очень мокрую кисть можно промокнуть салфетке.  После каждой краски кисточка хорошо промывается, после использование кладется на подставку – в баночке оставлять ее нельзя. Чтобы краски в одном элементе не смешались, нужно подождать, пока высохнет одна, а затем рисовать другой.
В. Молодцы. Все мы с вами вспомнили. Перед началом работы давайте   сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

Наши руки крендельком,

(Руки на поясе.)

Щеки будто яблоки.

(Руками касаемся щек.)

С нами издавна знаком

(Руки вперед ладонями вверх.)

Весь народ на ярмарке.

(Руки разводят в стороны.)

Дымковские барыни

(Руки на пояс.)

Всех на свете краше.

(Делают пружинку с поворотом туловища вправо и влево.)

А гусары баловни - Кавалеры наши.

(Выполняют движение «Ковырялочка».)

Постарайтесь сделать наши поделки яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, можно использовать ватные палочки,  а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.  Старайтесь аккуратно выполнять работу, набирая краску на кончик кисточки. Не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом, кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подойдите к столу и возьмите готовые заготовки. Подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки

Во время деятельности детей тихо звучит спокойная народная музыка.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, .

Гимнастика для пальчиков: 

1,2,3,4,5

Не сидится нам опять(встряхиваем кистями рук)

Мы старались рисовали

Наши пальчики устали(сжимаем, разжимаем кисти рук)

Рисовать опять начнем.(потираем руками).

Воспитатель. Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.
— Кто хочет рассказать о своей игрушке?
— какие элементы ты выбрал?
— какого они цвета?
(спросить 1-2 детей)
— Какие игрушки вам понравились больше всего?
— Чем понравились? (сочетанием цветов, составленным узором, аккуратностью работы)

Дети рассказывают о своей игрушке и высказывают свое мнение о работах товарищей, отмечая оригинальность узора, разнообразие его элементов, цветовых сочетаний, аккуратность работы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам? Понравилось вам расписывать игрушки как настоящие мастера? Оставшиеся заготовки игрушек вы можете взять домой, расписать их и сделать объемные игрушки вместе с родителями. Когда все работы будут готовы, мы отправим их дымковским мастерам.
А теперь пусть наши гости посмотрят на наши работы, полюбуются ими, а мы с вами будем приводить в порядок наши рабочие места.

Воспитатель: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Дети танцуют под русскую народную музыку и уходят.

 Источник:  https://vk.com/detsadplan 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий